Пользовательский поиск

Петербургские звезды

Одним из самых известных иностранных оружейников, приглашенных Екатериной II в Россию (в 1760-х гг.), был Иоганн Адольф Греке
Основав в 1703 году новый город на западном пределе России, Петр I (1672–1725) позаботился об обеспечении армии оружием. У него хватило мудрости не ограничиться Сестрорецким оружейным заводом, а также создать Санкт-Петербургский оружейный двор, куда были переведены многие мастера Московской Оружейной палаты. Более того, на новые предприятия приглашались и иностранные мастера-оружейники.
Высококвалифицированные мастера оружейного двора не занимались рутинным изготовлением армейского оружия, они работали на перспективу, создавая «образцовые» экземпляры небольшими опытными партиями, задавая направление развитию оружейной промышленности. Напомним, что при Петре I был основан и Тульский оружейный завод, где ведущими мастерами на первых порах были западноевропейские специалисты — оружейники.
Даже в те далекие времена европейское оружейное дело становилось интернациональным. Конструкторские идеи, материалы и технологии легко пересекали государственные границы как вместе с мастерами, так и без них, как выгодный товар. В то время Россия не занимала лидирующего положения на мировом оружейном рынке (как, к сожалению, и сегодня) и представляла большой интерес для импортеров оружия. Екатерина Великая (1729–1796), правившая с 1762 года, приложила много сил, чтобы укрепить молодую российскую промышленность европейскими мастерами.
В XVIII веке на рынке огнестрельного оружия еще очень крепко стояла Испания. Она в значительной мере и была ориентиром для наших мастеров. Одим из первых и самых значительных оружейников Петербурга времен Екатерины был Иван Пермяк. Он работал в Санкт-Петербурге с 1750-го по 1785 год и состоял в штате придворной охоты в должности «рисовального подмастерья и замочного дельщика». Он изготовил не одно уникальное ружье, а выделанное в 1773 году украсил надписью «Иванъ Пермякъ. Подражая Испании». Понятно, что надпись добротного ружья не испортила. Екатерина Великая с гордостью одаривала его изделиями как своих придворных, так и иностранных гостей. В Государственном историческом музее хранится одноствольный дульнозарядный охотничий штуцер калибра 13,8 мм. Ствол восьми­гранный ленточного дамаска, длиной 715 мм. На замочной личине золотой всечкой выполнено имя мастера «Иван Пермяк», а на стволе золотом — «Въ Санктпетербурге». На ружье был кремневый замок, который неизвестный мастер (лет через 100) заменил на капсюльный.
Блестящим оружейником был и сын Ивана Пермяка — Гаврила Пермяков. Он прославился на весь мир изобретением казнозарядных ружей и пистолетов с кремневыми замками. Некоторые стволы оружия Гаврилы Пермякова, как и оружия его отца, имеют явно испанское происхождение. На них встречаются имена известных мастеров — Диего Вентуры и Н. Борзины. Как это не раз бывало в истории, покорение Испании (и значительной части Южной Европы) арабами оказало серьезное влияние на развитие ее культуры и экономики. В частности, завоеватели превосходили европейцев в области металлургии и оружейном деле. На стволе одного из пистолетов, сделанных Иваном Пермяком, есть арабское клеймо с надписью «Сделал Али».
Одним из самых известных иностранных оружейников, приглашенных Екатериной II в Россию (в 1760-х гг.), был Иоганн Адольф Греке — сын известного шведского оружейника Иоганна Иохима Греке.
Иоганн Греке приехал в Россию вместе с другими иностранными ремесленниками в 1760-х гг., через 10 лет стал придворным мастером Екатерины II и работал в обер-егермейстерской канцелярии в Санкт-Петербурге. Ему подчинялись ружейные и слесарные мастера, отливщики ружейных приборов, мастера по изготовлению лож, ствольные заварщики, обронные мастера (граверы), все ученики и подмастерья. И.А. Греке был одним из ведущих оружейников России. Он выполнял заказы для двора и Рюсткамеры, которой он заведовал в 80-е годы. В ГИМ хранится охотничье гладкоствольное ружье его работы с кремневым замком. Его калибр 14,5 мм. Интересно, что на казенной части ствола есть пятиугольное клеймо с литерами арабского алфавита. Более того, на дамасском стволе золотой всечкой выполнен орнамент в арабском стиле. На тыльной части замочной доски также в технике всечки изображена голенастая птица. Там же золотая надпись — «J.A. GRECKE». Все ружье выделано чрезвычайно тщательно
В 1797 году по указанию Павла I Греке была назначена персональная пенсия. Его считают одним из ведущих европейских оружейников конца XVIII века.
Начало следующего, XIX века можно считать временем развития массовой любительской охоты, вызвавшей к жизни более демократичные по художественному оформлению ружья. Поток готового оружия западно-европейского производства к этому времени значительно расширился. Однако наши оружейники отвоевывали себе место на рынке за счет невысоких цен.
В начале XIX века в Петербурге работал мастер Г. Кнот. В ГИМ в коллекции Катуара де Бионкура хранится его двуствольное шомпольное ружье 20-го калибра с кремневыми замками. Длина стволов 745 мм. Авторство и место производства следуют прямо из надписи на прямоугольной золотой пластине в казенной части стволов — «G. KNOTH ST. PETERSBURG». Особенности конструкция ружья и его художественного оформления обнаруживают французское влияние. Все ружье сделано чисто и аккуратно. Затравочные полки выполнены в водонепроницаемом варианте и изнутри выложены золотом. С особой тщательностью выхожено ложе.
В это же время в Петербурге работал Ф. Поппе. В ГИМ хранится охотничий штуцер его работы и пара нарезных дуэльных пистолетов. На замочных досках пистолетов на золотых пластинах выбиты имя — «F. Poppe» — и город — «St. Petersburg». Все изделия выделаны красиво и аккуратно. Спусковые системы пистолетов сделаны с задними или французскими шнеллерами.
Спусковые скобы со «шпорами». Запальные отверстия позолочены. Металлические части пистолетов украшены контурной гравировкой. Обращает на себя внимание тщательная работа с деревом. Эта пара пистолетов, вероятно, со­здана «по мотивам» работ выдающегося английского оружейника Джона Ментона, работавшего чуть ранее Поппе.
В тридцатых годах XIX века на оружейном небосклоне Санкт-Петербурга появилось новое имя — Флориан Флорианович Вишневский, открывший свою мастерскую в 1828 году. Он известен как придворный оружейник Александра II. В 1881 году Вишневский получил право именоваться оружейным мастером Его Императорского Величества и иметь на вывеске своей мастерской изображение государственного герба. В ГИМ есть одноствольное охотничье ружье с капсюльным замком, с длинными стволами (910 мм) дамасской стали. Курок и замочные доски украшены травленым орнаментом, в который вписаны слова «F. Wischnevski. ST. PETERSBURG». Это был один из первых опытов украшения оружия методом травления. Это ружье отличается от большинства ружей того времени тщательностью всей работы. Вишневский зарекомендовал себя как интересный конструктор — создатель многих оригинальных систем как охотничьего, так и армейского оружия. Он создал даже собственную патронную мастерскую и фирменный магазин . Однако серьезно конкурировать с европейскими производителями оружия и патронов Вишневский не мог, поскольку европейцы активно переходили к машинной технологии производства оружия. Ему оставалось лишь продавать чужое и ремонтировать старое оружие. Мастерская и Торговый дом Вишневского просуществовали 65 лет.


С середины XIX века в Петербурге работал оружейник К. Лееман. В ГИМ есть изготовленная им целевая дульнозарядная винтовка с капсюльным замком. Ее калибр15,5 мм, в стволе восемь нарезов. Спусковая система с немецким шнеллером, имеющим регулировку натяжения спуска. На стволах надпись «Gussstahl. C. Leemann in Petersburg», первое слово которой означает, что стволы из литой стали, вероятнее всего, германского производства. У винтовки затыльник спортивного типа, оригинальная спусковая скоба из латуни. Замочная доска и курок украшены искусной гравировкой.
История донесла до нашего времени имя еще одного иностранного оружейника — Бертрана. Свою мастерскую в Петербурге он открыл в 1830 году и производил ружья до начала шести­десятых. Как и большинство оружейников того времени, он выпускал и ружья, и пистолеты. В ГИМ хранится двуствольное ружье его работы, на стволах которого есть клеймо известного французского ствольщика Ле Клерка. По нашим петербургским мастерам и их изделиям понятно, что к этому времени Франция начинает делать серьезные успехи в оружейном производстве.
В конце шестидесятых мастерскую Бертрана приобретает француз Жан Адольф Лардере, после смерти которого в 1911 году его дело продолжил сын — Жан Морис Лардере. Старший Лардере по уже упоминавшимся причинам специализировался на продаже и украшении оружия, изготовленного известными европейскими оружейниками, ремонте и переделке оружия.
В прошлом, как и сегодня, изготовление стволов ствольных блоков одно из самых сложных дел. На ружьях Лардере встречаются стволы, изготовленные в Германии (оружейником Иоганном Кюхенройтером, еще в XVIII веке), Бельгии, Франции (фирмой Э.  Лефоше). На границе XIX и XX веков его фирма занимается преимущественно перепродажей оружия. Чаще всего это оружие известного бельгийского оружейника Августа Лебо.
Блистательным оружейником второй половины XIX века был Н.Ф. Гонно. Несмотря на то что всю жизнь он работал только в Петербурге, свою фамилию на оружии он писал обычно по-французски — «N. Gonneaud». По оценкам современников, его ружья отличались высочайшей чистотой работы и качеством боя. За замечательные ружья и штуцеры его называли «Руссий Перде». Для всех любителей оружия английский мастер Джеймс Перде был непревзойденным оружейником. Впервые о Гонно заговорили после всемирной выставки в Париже в 1867 году. Через шесть лет на выставке в Вене он показывал коллекцию гладкоствольных ружей. В 1886 году на выставке Русского технического общества его ружья единодушно были признаны лучшими по выделке и бою. В российских музеях хранится несколько единиц оружия этого выдающегося мастера. Он официально считался «Поставщиком двора Его Императорского величества». Мастер Гонно нам особенно интересен, поскольку в его мастерской начинал свой путь Ф.О. Мацка, о ружье которого мы рассказывали в мартовском номере журнала. А до того необходимо отметить, что Гонно в своей мастерской не производил все части ружей. Стволы он заказывал либо английские, либо французские у известного ствольщика Леопольда Бернара. Замки для Гонно поставлял Жозеф Бразье.
Революция 1917 года прервала деятельность частных петербургских оружейных мастерских (понятно, что не только петербургских). «Последними из могикан» были ученики Мацки — И.А. Алешкин и К.П. Маслов.
Небольшие ружейные мастерские играли важную роль в развитии оружейного дела в нашей стране. У них была возможность широко экспериментировать в конструкциях и технологиях. Из их штучных экспериментальных моделей время отбирало лучшее, которое постепенно осваивалось и крупными оружейными предприятиями.
Источник - МК